Алпамыша - эпос башкирского народа, относящийся к памятникам словесности в стихотворно-прозаической форме


   Легендам часто характерны отдельные элементы мифов о сотворении мира, мотивы героических эпосов. Так, например, желая возвеличить значение горы, объяснить появление огромных ущельев-могил, люди связывали их с алпамышами. Оказывается, алпамыши — это древний крупный народ, который жил в далекие времена. Считалось, что для них пройти через лес было сродни протоптать обыкновенную траву, а вырывать деревья с корнями и вовсе плевое дело. Такие места, как «Мунсиктау», «Алпа ҡомо – Айырытау», образовались из куска глины, отвалившегося с пяток алпамыши или из песка – с сапог. Вообще, легенды о самых крупных людях (алпах) достаточно распространены в башкирском народном творчестве. Топонимические легенды, такие как «Кладбище Алпамыши», «Могила Алпамыши», «Камень Алпамыши», можно встретить в различных районах Башкортостана, а также в Челябинской и Оренбургской областях. Судя по записям, люди одухотворяли места, связанные с алпамышами. В старой легенде «Могила Алпамыши», записанной Ахметом Сулеймановым у 78-летнего Исмагила Алимгужина в д. Кызылярово Архангельского района, есть такие строки: «Алпамыша был святым человеком, провидцем. После смерти его засыпали землей, принесенной с мест, где покоилась его лошадь. Так и образовалась эта возвышенность, напоминающая гору». Звание «провидец» восходит к древним легендам, по-видимому, под влиянием ислама.


   Мотив алпамышей не ограничивается сюжетом, построенным на желании передать топонимическую информацию. В подобный сюжет вплетаются другие, столь же значимые мотивы. В этом смысле одна из легенд, записанная Г. Б. Хусаиновым вызывает особый интерес.
Все семь башкирских родов, происходящих из семи шагов Алпамыши, представляют собой (этногенетический мотив) мотив формирования семи родов нашего народа от древних богатырей алп. В целом образ Алпамыши в башкирском фольклоре и топонимические мотивы легенд близки с мотивами легенд многих других народов, а в отдельных случаях они почти полностью совпадают.

   Так, сюжет латышской легенды «Девушки-великаны и плугарь» и мотивы «Мунсиктау» практически не имеют каких-либо различий. Им очень близки мордовские и марийские легенды. Мотив появления рода крупных богатырей, становления родоначальников представлен также в марийской, удмуртской и эстонской легендах. Ареал распространения мотива появления гор из песка или отвалившегося куска глины с сапог алп достаточно широк: он простирается от берегов Балтийского моря до Кавказских гор и уходит на восток. Этот мотив есть и в фольклоре западноевропейских стран. Судя по записям Ибн Фадлана, мотив Алпамыши присутствует и в творчестве тюрков Приуралья и Поволжья.

   Подробную информацию можно найти на сайте,пройдя по ссылке:

https://kitaplong.ru/alp_rus
10.11.2021

Возврат к списку