«ЗАРИФА» Квинтессенция башкирского коллективного молодежного танца

Идея танца была продумана Файзи Гаскаровым, когда он возвращался из Москвы в Уфу, чтобы начать работу по формированию танцевального коллектива в Башкирской АССР.

Танец должен был включать движения, свойственные башкирскому народному танцу, и вместе с тем вобрать элементы народного быта.

Также в движениях необходимо было отразить свежесть, задор и яркие чувства молодой республики, которая в те годы готовилась к празднованию своего двадцатилетия.

«Зарифа» — это история двух юных сердец, развивающаяся на фоне игр башкирской молодежи летним вечером. Поэтому рефреном через весь танец проходит идея юности, свежести и задора, а мелодией стала одна из "ҡыҫҡа көй", сопровождавших такие посиделки.

Первое исполнение танца на большой сцене состоялось 20 марта 1939 года в честь 20-летия образования Башкирской автономной советской социалистической республики. Молодые Хазина Магазова и Ирек Ибрагимов стали его первыми солистами.
На сюжет сельской игры была создана на самом деле история любви: яркой, игривой и пламенной.

У солистов непростая задача: женской партии необходимо проявить и женственность, и скромность, свойственную башкирской девушке. Одновременно в танце необходимо выразить свои чувства к смелому парню. Парню же надо проявить смелость и бойкость, но в сочетании с уважением к приглянувшейся девушке.

В «Зарифе» исподволь отражены и древние пласты башкирской культуры: танцы девушек в круге и линейные построения парней носили как прикладной характер, развивая "чувство локтя", так и сакральный смысл.

Магическую роль отпугивания злых духов имели круговые обходы, громкие «дроби», щелчки и прихлопывания каблуками.

К концу XIX — началу XX века эти движения утратили связь с древними верованиями. В целом коллективные танцы, исполняемые молодежью, носили игровой характер.
Подробную информацию можно найти на сайте, пройдя по ссылке:

kitaplong.ru/zarifa_rus
23.09.2021

Возврат к списку